Herzog & de Meuron and Ai Weiwei «Serpentine Gallery Pavilion 2012» p.1

Принимая во внимание нашу особенную любовь к архитектуре временных павильонов, не удивительно, что на этот раз мы не смогли пройти мимо очередного шедевра временной архитектуры – летнего павильона авторства швейцарского тандема архитекторов Жака Херцога (Jackez Herzog) и Пьера де Мерона (Pier de Muron) при участии китайского художника-концептуалиста Ай Вэйвэя (Ai Weiwei).

Речь идет о 12-м по счету ежегодном павильоне, уникального архитектурного Проекта лондонской художественной галереи «Серпентайн» (Serpentine Gallery).

В своем интервью Жак Херцог признался, что они давно и пристально следили за Проектом и даже, в некотором роде, ревновали к тому, что не могли сами принять в нем участие.

Чтобы понять чему обязано такое трепетное отношение всемирно известных архитекторов, к возможности создать небольшой временный павильон на лужайке в одном из парков Лондона,  а заодно и чтобы в полной мере оценить глубину замысла авторов, необходимо заглянуть в контекст происходящего.

Каждый год, начиная с 2000-го (за единственным исключением, о котором позже), наиболее выдающиеся архитекторы с искренним энтузиазмом создают сезонные павильоны на 300 квадратных метрах газона, перед основным павильоном галереи «Серпентайн» в Кенсингтонских садах Гайд-парка. Причем, делают они это в необычно короткий по архитектурным меркам срок в  6 месяцев от приглашения принять участие, до торжественного открытия готового павильона.

Serpentine Summer Pavilion 2000

В дебютный для проекта 2000-й год, выбор организаторов пал на автора первого летнего павильона, которым стала уроженка Ирака с британским гражданством — Заха Хадид (Zaha Hadid). И именно с этого момента фактически начинается,  пока еще не явная, поразительная история тесной связи небольшой художественной галереи в Лондоне и самой престижной награды в области архитектуры – Притцкеровской премии (Pritzker Price).

Павильон 2000. Заха Хадид

Хотя, на момент участия, Заха Хадид еще не получила своего «Притцкера», сделавшего ее де-факто женщиной-архитектором номер один, выбор именно ее персоны в качестве первого участника задал отличный старт всему Проекту. Поскольку на тот момент у Хадид еще не было реализованных объектов на территории Англии, она великолепно подошла под требования концепции организаторов.

Изначально, главная идея архитектурного проекта галереи «Серпентайн» заключалась в том, чтобы предоставить жителям Англии уникальную возможность очно познакомиться с творчеством самых ярких архитекторов наших дней, не имевших до этого момента реализованных объектов на территории Соединенного Королевства.

Serpentine Summer Pavilion 2001

В 2001-м году концепцию Проекта поддержал польско-американский архитектор Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind), создавший для галереи свой павильон «18 поворотов».

Павильон 2001. Даниэль Либескинд

По «официальной» версии, замысел проекта Либескинда заключается в акцентировании внимания на красоте парка и ее связи с галереей, которая подчеркивается через противопоставление сверкающих алюминиевых панелей павильона кирпичному зданию галереи «Серпантайн». На деле же, основная суть павильона — в его крайне выразительной архитектурной форме, выполненной в 100% узнаваемом фирменном стиле Даниэля. И это именно то, что от него требовалось в соответствии с концепцией.

Serpentine Summer Pavilion 2002

В следующем — 2002-м году эта великолепная по своему замыслу концепция получила продолжение, когда на лужайке перед галереей свой павильон реализовал японский архитектор Тойо Ито (Toyo Ito).

Павильон 2002. Тойо Ито

Как и Захе Хадид в 2000-м, Тойо Ито в 2002-м еще не была присуждена Притцкеровская награда. И удивительным является не то, что позже (в 2013-м) он все же был ее удостоен, а тот факт, что Ито считался основным претендентом на ее получении на протяжении последних 10-ти лет. Т.е. как раз с того момента, как создал павильон для галереи «Серпентайн».

Serpentine Summer Pavilion 2003

Далее, в 2003 году Проект поддержал Оскар Нимейер (Oscar Niemeyer) – первый автор, обладавший главной архитектурной наградой уже на момент участия. Этот факт говорит о том, что концепция Проекта оказалась столь удачной, что спустя три года после его старта, организаторы смогли привлечь одну из ключевых фигур современной архитектуры, которой безусловно стал Нимейер за свою более чем 80-ти летнюю карьеру.

Павильон 2003. Оскар Нимейер

Serpentine Summer Pavilion 2004

2004 год стал для проекта провальным. Это единственный год, в который павильон не был построен. Причины, по которым это произошло, более чем очевидны. Во-первых, организаторы впервые сделали ставку на молодых — «восходящих звезд» голландской архитектуры из команды MVRDV. Во-вторых, достаточно … просто взглянуть на проект.

Нереализованный павильон 2004. MVRDV

По задумке авторов-радикалов, зеленая «куча-гора» с изображения выше – павильон, который не расположен на лужайке перед основным зданием галереи, как остальные до и после него, а попросту накрывает собой само здание. Проект не прошел ни по бюджету, ни по техническим вопросам строительства, ни по обеспечению условий пользования маломобильными группами населения. Тем не менее нужно отдать должное авторам. Им удалось намеченное – эффектно выделиться на фоне остальных участников, несмотря на то, что конкурировать пришлось с величайшими мастерами архитектуры.

Как, в свое время, огромная башня Гордона Сэлфриджа над его магазином в столице Британии, проект павильона MVRDV для галереи «Серпентайн» стал достойным пополнением призрачных рядов величайших Лондонских архитектурных «нереализаций».

Serpentine Summer Pavilion 2005

Ответственная задача по возвращению к жизни проекта в 2005 году легла на плечи Альваро Сиза (Alvaro Siza). Организаторы, осознав допущенные ошибки предыдущего года, быстро вернулись на «верный путь».  Лауреат Притцкера 1992 года, 72-х летний Сиза не подвел и на этот раз павильон был построен.

Павильон 2005. Альваро Сиза

Serpentine Summer Pavilion 2006

В 2006-м году организаторам удалось утолить нереализованное в 2004-м, желание показать современную голландскую архитектуру. В этот раз на лужайке галереи создал свой павильон Рэм Колхас (Rem Koolhaas), получивший «главную архитектурную награду» в 2000-м – как раз, в год начала проекта.

Павильон 2006. Рэм Колхас

Serpentine Summer Pavilion 2007

Уникальным для галереи «Серпентайн» стал 2007 год, в котором возможность создать павильон была впервые доверена не архитектору. Датский дизайнер Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), специализирующийся на вопросах восприятия пространства и возможностях этим восприятием манипулировать, не без помощи норвежского архитектора Кьетила Торсена (Kjetil Thorsen), создал павильон, архитектура которого полностью раскрывает себя лишь, когда наблюдатели находятся в движении.

Павильон2007. Олафур Элиассон

Таким образом, впечатляющая цепь Притцкеровских лауреатов в Проекте казалось бы прервалась. Но в этот год впервые, помимо павильона была построена еще и временная инсталляция, простоявшая всего 9 дней. Зато в очередной раз на газоне отметился один из обладателей Притцкеровской премии. На этот раз, у Захи Хадид уже была заветная в жизни любого архитектора награда.

Инсталляция 2007. Заха Хадид

Serpentine Summer Pavilion 2008

В 2008-м году на арену Проекта вышел самый выдающийся, деконструктивист и футурист в архитектуре современности – Фрэнк Гери (Frank Gehry). Лауреат Притцкеровской премии далекого 1989 года, получив приглашение принять участие в проекте, Гери одновременно получил и возможность вернуться к своему раннему стилю. Стилю, предшествовавшему, музею Гуггенхайма в Бильбао, сделавшего Гери общепризнанным мастером архитектурной симфонии криволинейного великолепия.

Павильон 2008. Фрэнк Гери


Serpentine Summer Pavilion 2009

В 2009-м году участие в проекте принимают Казуё Сиджима и Рю Нишизава (Kazuyo Sejima , Ryue Nishizawa) – дуэт японских архитекторов, в котором организаторы вновь раньше других усмотрели будущих Притцкеровских призеров. Награда была вручена на следующий год.

Павильон японских архитекторов – это навес, достигший своего апогея в стремлении раствориться в природе окружающего парка. Благодаря тончайшей иллюзорной поверхности металла, он исчезает, соединяя в себе отражения динамичного неба и колышущихся деревьев, находящихся в постоянном естественном движении.

Павильон 2009. Казуё Сеждима и Рю Нишизава

В полной мере достичь такого эффекта возможно только при идеальном исполнении всех элементов и соответствующем их сочленении в единую конструкцию. С чем в очередной раз великолепно справились специалисты компании Arup.

Именно благодаря такому тесному взаимодействию архитекторов, инженеров и технических специалистов становится возможным создание уникальной архитектуры в необычайно короткие сроки, из года в год.


>> Herzog & de Meuron and Ai Weiwei «Serpentine Gallery Pavilion 2012» p.2