Herzog & de Meuron and Ai Weiwei «Serpentine Gallery Pavilion 2012» p.2

<< Herzog & de Muron and Ai Weiwei «Serpentine Gallery Pavilion 2012»  p.1

Serpentine Gallery Pavilion 2010 ?by Jean Nouvel 

В 2010 году для создания очередного шедевра временной архитектуры на лужайке перед галереей  «Серпентайн» (Serpentine Gallery), Джулией Пэйтон-Джонс (Julia Peyton-Jones) и Хансом Ульрихтом Обристом (Hans Ulrich Obrist) был приглашен, пожалуй самый яркий архитектор Франции наших дней — Жан Нувель (Jean Nouvel). Уже два года, как обладатель Притцкеровской награды (Pritzker Price).

Метафорическую яркость своего таланта Нувель продемонстрировал буквально. Самая простая, на первый взгляд, концепция из всех, которые видел проект – сделать павильон красным, на деле оказалась не столь тривиальной. Множество оттенков красного света – отраженного, преломленного и прошедшего сквозь архитектуру павильона, создало уникальную подчеркнуто искусственную среду, с помощью которой Нувелю удалось нечто поистине потрясающее — сделать зелень окружающего парка еще зеленее.

Как и  в предшествовавшем году, архитектура павильона вновь нарочито взаимодействует со своим природным контекстом. Только на этот раз, вместо гармонии и единения, мы видим яркое и активное противопоставление. В детище японских архитекторов были почти осязаемы минимализм и аскетизм, располагающие к успокоению и созерцанию,  в то время, как Жан Нувель своей архитектурой предлагает праздновать и получать удовольствие от жизни, покачиваясь в комфортных красных гамаках.  На мой взгляд, есть в этом что-то принципиальное, демонстрирующее разницу в самом отношении к архитектуре европейских и японских мастеров.

Serpentine Gallery Pavilion 2011 ?by Peter Zumthor 

Летом 2011-го года швейцарский архитектор Петер Цумтор (Peter Zumthor) завершил свое первое здание на территории Cоединенного Королевства.  Этим зданием стал очередной павильон галереи «Серпентайн».

Цумтор, как никто другой умеющий создавать архитектуру со своим собственным микроклиматом и уникальной внутренней средой, во всех своих проектах старается быть верен этому принципу. В данном случае, замаскированной под черную прямоугольную коробку, перед нами предстает архитектура нереального. Через единственный вход и череду внутренних коридоров, Цумтор отделяет внешний мир и создает свой собственный – внутри павильона. Мир, в котором царят удивительное спокойствие и умиротворенность, а природа предстает рафинированной – в виде тщательно спланированного голландским дизайнером Питом Удольфом (Piet Oudolf) сада, в котором даже небо больше не кажется Лондонским.

Стремясь при помощи архитектуры создать место духовного единения человека с природой, Цумтор добился и побочного результата. Его «черный ящик», как мембрана границы двух сред, оказался проницаемым и в обратном направлении. Выходившие из камерного павильона с узкими темными коридорами и оказывавшиеся вне искусственной природы архитектора, люди как один говорили о новом — особенно ярком чувстве восприятия настоящей природы окружающего летнего парка.

Serpentine Gallery Pavilion 2012  by Herzog & de Meuron and Ai Weiwei 

Все что было описано выше, необходимо для того, чтобы в полной мере оценить замысел тандема швейцарских архитекторов Жака Херцога (Jackez Herzog) и Пьера де Мерона (Pier de Muron) при участии китайского художника-концептуалиста Ай Вэйвэя (Ai Weiwei), предложивших пожалуй самую фундаментальную концепцию из всех ранее реализованных.

В отличие от тех, кто стоял у истоков Проекта, у Херцога и де Мюрона было существенное преимущество, которым они не преминули воспользоваться. Контекст – то, что появилось за годы существования Проекта, легло в основу реализованной идеи.

Впервые павильон предстал не как нечто самодостаточное, но как часть общей картины, подведя своеобразный итог и формально объединив череду отдельных объектов прошлых лет. Метафорически, архитекторы произвели раскопки на участке земли с очень богатым историческим наследием последних лет. Фантомные следы предыдущих павильонов, наложившись друг на друга по замыслу авторов, образовали уникальную структуру основания. Над которым на символических 12-ти колоннах, покоится зеркало, опять таки, метафорических подземных вод. Зеркало, лишь на полтора метра возвышающееся над поверхностью земли, как никакой прием до этого, маскирующий павильон и не нарушающий гармонии окружающей его природы, поднял общую планку Проекта на новую потрясающую высоту.