Начать, пожалуй, стоит с того, что генеративный дизайн можно рассматривать как очень широкое явление, существующее как в цифровом мире современных вычислительных технологий, так и в окружающем нас физическом мире. Некоторые исследователи, как например Phillip Galanter, даже говорят о том, что в некотором смысле генеративное искусство (которое, на мой взгляд, отличается от генеративного дизайна лишь сферой своего применения) также старо как и само искусство. С этим можно соглашаться или нет, но факт того, что генеративный дизайн вовсе не обязательно связан с вычислительными технологиями не подлежит сомнению. Преимущественно, это связано с характером используемых в дизайне систем, который может быть очень различным.

Потому, я должен ввести ограничение, в рамках которого будет справедливо все описанное ниже. Ограничение заключается в следующем — под генеративным дизайном в данном случае понимается процесс проектирования с использованием систем, реализованных в рамках информационной среды компьютерных программ.

Весьма существенный недостаток в распространенных сегодня определениях генеративного дизайна, которые можно найти на просторах сети, кроется в том, что они недостаточно конкретны или строги. То есть, под такие определения может подходить не только генеративный дизайн, но и например параметрический. Между тем, эти явления не тождественны. В то время, как генеративный дизайн всегда является параметрическим, параметрический вовсе не обязательно является генеративным.

Чтобы процесс проектирования или дизайна можно было считать генеративным, в нем в первую очередь должна использоваться система, обладающая рядом определенных свойств. Все они следуют из понятия генеративного дизайна и выглядят следующим образом.

Основные свойства систем генеративного дизайна

1.Функционирование системы должно носить итеративный характер

Это означает, что для получения результата, система должна многократно осуществлять серии аналогичных операций над обрабатываемыми данными. В этом случае можно говорить о ее работе как о процессе, а обрабатываемые ею данные становятся динамичными, из чего следует второе свойство.

2. С каждой новой итерацией, обрабатываемые данные должны изменяться, при том средствами самой системы

Динамику обрабатываемых системой данных в данном случае можно рассматривать в качестве аналога процесса развития, что сближает систему генеративного дизайна с живой природой и позволяет говорить о генерировании или порождении результата системой. При этом, крайне важно, чтобы изменение данных происходило исключительно средствами самой системы. В противном случае, рождаемый результат будет являться отражением внешних факторов, а система дизайна – просто параметрической.

3. Функционирование системы должно осуществляться с некоторой степенью автономности

Это подразумевает действие системы по законам функционирования своей внутренней организации. В данном случае речь идет об исключении непосредственного вмешательства дизайнера. То есть, возможность дизайнера влиять на результат действия системы должна быть сведена к модернизации изначальных условий и правил, но не обрабатываемых системой данных.

Если подытожить перечисленные свойства, можно сказать, что:

Система генеративного дизайна это итеративная система, с каждой итерацией которой обрабатываемые ею данные изменяются средствами самой системы.

 

Схожие записи

Комментарии закрыты