Пришло время выразить структуру генеративного дизайна на языке схем.

Начну, пожалуй не с начала, а с более важного для понимания сути самого явления генеративного дизайна — характера взаимодействия дизайнера и системы. Глобально в процессе генеративного дизайна можно выделить два этапа. Первый относится к созданию системы. Второй — к ее функционированию и работе с ней. В данном случае мы предполагаем что изначальный вариант системы уже создан дизайнером и мы имеем дело только с процессом ее функционирования.

1. Схема автономности системы генеративного дизайна

 

Generative Design. Autonomy scheme

Из схемы мы видим, что взаимодействие дизайнера и системы ГД некоторым образом ограничено. Это ограничение изображено прерывистой чертой «границы автономии» (autonomy border).

Получив сгенерированный системой результат (output), единственный способ для дизайнера его скорректировать — это изменить исходные данные (input) или правила работы системы в широком их понимании (rules) (такие правила включают в том числе и общую логику, структуру системы, или другими словами — ее внутреннюю организацию). Следующий шаг – запустить систему повторно.

Крайне важно, что будучи приведенной в действие, система не может изменяться извне (равно как и обрабатываемые ею данные), и должна функционировать исключительно по законам своей внутренней организации. В этом заключается суть последнего из обязательных свойств систем генеративного дизайна — ее автономии.

Теперь мы перейдем к началу. Если добавить на схему первые два свойства систем ГД (итеративность и динамику), то мы получим следующую  картину.

2. Общая схема генеративного дизайна

 

Generative Design. General scheme

Согласно одному из указанных выше свойств, функционирование системы должно носить итеративный характер. То есть, для получения результата, система должна многократно осуществлять серии аналогичных операций. Выглядит это следующим образом.

Сперва дизайнер задает начальные условия в виде исходного состояния системы и поступающих в нее исходных данных. Определяет правила по которым система будет обрабатывать данные (rules) и приводит систему в действие. В этот момент входные данные (input) становятся обрабатываемыми системой (operating data) и проходят через серию процедур дизайна (algorithm), выполняемых системой. В результате обрабатываемые данные становятся выходными (output data) и попадают в фильтр (data gate), где система решает что с ними делать дальше (в соответствии с установкой дизайнера). Далее наступает один из двух возможных вариантов развития событий.

Первый — выходные данные остаются внутри системы и вновь становятся обрабатываемыми. Цикл замыкается. Для того чтобы наступил второй вариант, система должна как минимум несколько раз совершить подобный цикл.

Второй – выходные данные системы соответствуют установленным дизайнером критериям и выдаются системой в качестве результата (output), доступного для оценки или использования дизайнером.

Другое свойство системы ГД — это динамика обрабатываемых данных. Процедура, обозначеная на схеме «итеративным механизмом» (iteration mechanism) превращает выходные данные в обрабатываемые. Таким образом, с каждым циклом работы системы, обрабатываемые ее данные будут изменяться, благодаря чему мы можем говорить о процессе генерирования или порождения результата системой.

Более подробному рассмотрению механизма итерации будет посвящена следующая публикация.

 

Схожие записи

Комментарии закрыты