Первое обязательное условие для систем генеративного дизайна – их итеративность. Это означает, что для получения результата, система должна многократно выполнять последовательность одинаковых действий. В нашем случае речь идет о последовательности выполнения процедур дизайна.

Понятие «петля обратной связи» (feedback loop), о котором я писал ранее, теперь представляется не чем иным, как отражением итеративности системы генеративного дизайна. На данный момент, я пришел к заключению, что наличие петли обратной связи, как таковое, не определяет генеративную систему и не делает процесс дизайна генеративным, как это предполагает например Renee Puusepp.

На мой взгляд, основным, что делает систему генеративной является динамика обрабатываемых ею данных. А петля обратной связи в частности, или механизм итеративности в более широком виде – это лишь средство сделать обрабатываемые системой данные динамичными.

И если обратная связь это один из вариантов итеративности, то другой, очевидно — рекурсия.

1. Схема простой рекурсии в генеративном дизайне

 

Схема простой рекурсии в генеративном дизайне

На приведенной схеме мы видим, как некоторый алгоритм системы обрабатывает входные данные (input) и изменяет их определенным образом, превращая тем самым в «обрабатываемые системой» (operating data). Далее эти данные попадают в фильтр (data gate), который разделяет дальнейшее развитие алгоритма на несколько ветвей, хотя бы одна из которых обязательно должна быть терминальной и возвращать обрабатываемые данные в качестве результата работы системы (output). А также определяет в соответствии с установками дизайнера, какая из возможных ветвей будет выбрана в каждой итерации.

Суть генеративности в случае использования рекурсивного механизма итерации заключается в том, что обрабатываемые системой данные изменяются алгоритмами, вызывающими самих себя в процессе работы системы.

По аналогии, обратная связь в системах генеративного дизайна будет иметь следующий вид:

2. Схема обратной связи в генеративном дизайне

 

Generative design Feedback loop scheme

Принципиально, на схеме обратной связи происходит то же самое, что и на предыдущей, за тем лишь исключением, что началу новой итерации в данном случае соответствует не повторный вызов алгоритма, а повторная передача обрабатываемых системой данных на вход все того же алгоритма.

Не смотря на то, что два рассмотренных механизма очень похожи на уровне приведенных принципиальных схем, на их основе организуются принципиально различные системы генеративного дизайна. Так например системам с рекурсивным итерационным механизмом соответствуют фрактальные и Л-системы, а обладающим механизмом обратной связи – генетические алгоритмы.

Также, различным итеративным механизмам могут соответствовать различные степени автономности систем ГД, о чем в следующей записи.

 

Схожие записи

Комментарии закрыты